О храме

3)

Краткая историческая справка прихода
Святых мучеников благоверных князей
Бориса и Глеба
село Борисоглебское г. Казань.

По сведениям взятым из книги «Историко – статистическое описание церквей и приходов Казанского уезда», вып. III Казань, 1916г. значится: Борисоглебский храм построен в 1897 году по плану архитектора Аникина, «тщанием прихожан и частных благотворителей, преимущественно заботами бывшаго священника села Борисоглебскаго Иоанна Феодоровича Богоявленскаго».
Построение настоящего каменного храма началось после того как 19 декабря 1888года сгорел прежний деревянный храм. 23 июля 1889 года закончен кладкою и покрыт железной крышей. 1894-95 гг. храм был украшен снаружи, а в 1896 году отштукатурен внутри. Освящен храм был 23 сентября 1897 года. Кроме того в этой же книге говорится что первый храм был построен в 1600 году на средства Государя царя и Великого князя Бориса Феодоровича Годунова одновременно с заселением и образованием села Борисоглебского.
По рассказам местных жителей в 1947 году храм был закрыт и разграблен. Сорваны купола с храма и колокольни. Сняты колокола. В здании храма был устроен сельский клуб.
Решением исполкома Высокогорского районного Совета народных депутатов ТАССР № 55 от 16.02.90г. «Сельский клуб» был передан Казанской епархии для церкви Святых князей Бориса и Глеба.
С 17 мая 1996 года, Указом Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасием был назначен на должность Настоятеля Рассыпнинский Олег Борисович. С 23 сентября 2015 года, Указом Митрополита Казанского и Татарстанского Феофана на должность Настоятеля был назначен иерей Иаков Богданов.

История села началась, по предположениям ученых, в конце 16 века. Его название, образованное от имен двух особо любимых на Руси святых — князей Бориса и Глеба, совпадает с названием местной церкви.
В архивах сохранились материалы 24 писцовых книг Казанского края XVI-XVII вв.
В одной из переписных книг Казанского уезда записано, что село Борисоглебское с деревнями значится как дворцовое владение Борисоглебское (1617г.). Этот же факт подтверждается в книге отдачи в наем сенных покосов беглых крестьян села Борисглебского с деревнями.
Старинное дворцовое владение Борисоглебское было административно-хозяйственным центром. Постепенно к последней четверти ХVII в. — первой четверти ХVIII в. произошло превращение сел в духовные центры. Не последнюю роль в этом сыграл раскол церкви и усиление религиозной составляющей правительственного курса. А к концу ХVIII в. — началу XIX в. именно наличие приходского храма стало определяющим признаком типа населенного пункта. В этот период в дворцовый комплекс Казанского края входили 237 селений, подотчетных 17 селам (одним из которых было наше село).
В круг подчиненных деревень села Борисоглебское входили: Починок, Щербаков, Дербышкина, включая выгоревшую деревню (пустошь Селище Макаровское — Выгорь).
В 20-е годы ХVII столетия к селу Борисоглебское отошли селения: Сухая речка, Кадышкова и пустошь Короваева.
К городу Казани и его пригородам примыкали: села Воскресенское на озере Средний Кабан, Царицыно на р.Ноксе, Борисоглебское на ключе близ реки Сухая, село Федоровка теперь находится на территории Тетюшского района, села Рождествено, Сапуголи и Полянка — Лаишевского, Чепчуги -Высокогорского, село Кукарка — в Кировской области.
Население дворцовых поселений было разношерстным освобожденные пленные, новокрещены (к ним относились местное население, «латыши», «немчины», «мордва»), крестьяне и бобыли из других областей государства и края, сосланные опальные люди.
Согласно переписям тех лет, уже в 1600 году в селе Борисоглебское существовал первый деревянный храм. Церковь строилась на средства Государя царя и Великого князя Бориса Фёдоровича Годунова одновременно с заселением и образованием села Борисоглебское, расположенного в 10 верстах от Казани. На обители и церкви Казани и Казанского уезда православные жертвовали щедро и с радостью. Известные купцы отец и сын Сусловы были набожными людьми, твердо держались православной отцовской веры. Благотворительные пожертвования вносили они и на нужды Борисоглебской церкви Казанского уезда (1880). Наряду с обычными пожертвованиями Степан Сергеевич Суслов делал значительные вклады в виде ценных бумаг. В духовном завещании им были отказаны определенные суммы на вечное время в пользу причтов и церквей Духосошественской церкви города Казани, Борисоглебской села Борисоглебского и Богородицерождественской села Высокая Гора Казанского уезда.
Храм представлял собой типичный образец сельской религиозной постройки и выстоял, пережив Смуту и польско-литовскую интервенцию.
Стройщики — Никита Обухов, получивший хорошее академическое образование в Москве и дьяк Алексей Шатилов. Церковь исполнена в Византийском стиле. Имела внутренний двор, трапезную, усыпальницу. С юго-западной стороны располагалось прицерковное кладбище (новое кладбище для мирян — в 3-х верстах от села).
Первоначально церковь была освящена в честь иконы Владимирской Божьей Матери.
Присоединением селений (1620-1700г.г.), — расширялся приход,
состоявший из деревень: Сухая Река, Караваево, Кадышево, Починок Щербаков (Щербаково), Дербышкино (По указу Митрополита Казанского и Свияжского Преосвященного Маркелла).
На протяжении почти трехсот лет Борисоглебская церковь действовала для нужд местных жителей — крестила младенцев, венчала пары, провожала в последний путь усопших — пока не сгорела в пожаре 19 декабря 1888 (1 января 1889 г).
Но село без храма — не село. И под руководством приходского священника отца Иоанна Богоявленского начинается сбор средств на постройку нового — каменного храма. Закладка нового храма была совершена 23 июля (5 августа) 1889 года, в канун праздника свв. Бориса и Глеба. Иван Иванович Богоявленский служил здесь более 20 лет в 1875 — 1896 гг., он же руководил и строительными работами. Его подвижнической деятельности и неутомимому труду мы обязаны тем, что этот замечательный храм существует. О. Иоанн Богоявленский всего год не дожил до освящения храма, который строил: он скончался здесь в 1896 году, но затеянное им благое дело удалось. Автором проекта был п. Е. Аникин — известный архитектор, «специализировавшийся» именно на сельских храмах. им построены, например, церкви в Гарях (ныне в черте Зеленодольска), в Осиново, в древнем Билярске, в Богородском, перестроена церковь в Вознесенском (ныне в черте Казани).
Каменный Храм, в форме корабля, был выстроен в 1897 году в стиле эклектики псевдорусского направления. Хотя шатровая колокольня над входом была возведена в стиле русской архитектуры ХVII века, сам храм формой отдаленно напоминает древнейшую из сохранившихся в Северо -Восточной Руси церковь Бориса и Глеба (1152 г.) — в Кидекше под Суздалем.
Храм освящен, по окончании строительства, — 23 сентября (5 октября) 1897 года, с благословения Архиепископа Антония.
Для сельской церкви храм Бориса и Глеба достаточно крупный и просторный — этого требовал большой приход. Он значительно больше многих других церквей в окрестностях Казани. Да и не удивительно. Ведь и сам приход был богатый: в селе в начале XX века насчитывалось более 700 жителей, занимались они разнообразными ремеслами и торговлей в Казани, владели почти 900 десятинами земли (около 10 квадратных километров). Так что церковь была призвана вместить сотни людей по праздникам, а богатые прихожане не жалели средств и щедро жертвовали на ее постройку и благоукрашение очага веры. Село Борисоглебское жило зажиточно. Плодородные земли, заливные луга давали крестьянам хороший урожай и позволяли держать много скота, особенно овец. С самой осени и до весны почти в каждом доме шло изготовление валенок. Изделия борисоглебских валяльщиков славились на всю округу. А поскольку село отличается от деревни именно наличием церкви, то и можно констатировать, что история села насчитывает уже более 4 веков.
В 20-30-х годах XX столетия церковь пустовала, использовалась под складские помещения.
В 1947 году храм был закрыт и приспособлен под сельский клуб.
1990-е гг. были временем возрождения церковной жизни в России.
Казанская епархия, разумеется, не была исключением. Отношение светских властей Республики Татарстан к Русской Православной Церкви всегда было достаточно лояльным. При этом при решении конкретных вопросов о возвращении храмов и монастырей возникало множество проблем, приходилось добиваться согласия не только республиканских органов власти, но и учреждений, в ведении которых находились церкви. В этих условиях владыка Анастасий должен был быть и дипломатом и настойчивым администратором. В результате, раньше или позже, были возвращены все храмы в городах Татарстана, и одной из первых к своему предназначению вернулась Борисоглебская церковь в с. Борисоглебское (1990 г.),
Богослужения возобновлены в 1990 году, после проведённых ремонтных работ.
Возрождение Борисоглебской церкви после долгого запустения в советскую эпоху началось в 1993 году. Сбор средств теперь уже осуществлялся силами всей православной Казани. Многие благочестивые верующие из разных районов и приходов специально ездили в свободные дни помогать в восстановительных работах. Поднимали 100-летний храм, как говорится, «всем миром». Из всех отдаленных приходов Казани это, пожалуй, пример наиболее успешно и даже роскошно восстановленного храма. Храм богат сейчас не только многочисленными иконами, но и замечательным полным циклом стенной масляной живописи. Крестово — купольный свод, создающий в церкви удивительное ощущение простора, напоминает расписной ларец. Воссоздано внутреннее убранство храма, восстановлены купола, фрески, настенная роспись, колокольня. Установлено 10 колоколов (первоначально их было — 9); благоприобретена церковная утварь, иконы. По благолепию интерьера и благообразию икон Борисоглебская церковь относится сегодня к одной из самых красивых из восстановленных сельских храмов.

Особо почитаемые иконы — Владимирской Божьей Матери, Св. блгв. мучеников князей Бориса и Глеба.